Экодом — “Tesla” в мире архитектуры. Часть 2
Статьи
Экодом — «Tesla» в мире архитектуры. Часть 2
«Дом это машина для жизни», Ле Корбюзье



Посмотрите два коротких видео.

Первое длится 2 минуты, оно наглядно и просто объяснит, что такое экологический след:
{youtube}w2sLocs3BPY{/youtube}


На втором Элон Маск за 12 минут расскажет, почему налог на СО — реальная и достаточно близкая перспектива:
{youtube}aHUf4D032Zo{/youtube}


Соломенные и саманные дома вообще не производят СО.

Экостандарты США и Европы

LEED

The Leadership in Energy & Environmental Design (LEED[1]) — Лидерство в энергетическом и экологическом проектировании. Рейтинговая система зеленых зданий. LEED разработали в United States Green Building Council. Это стандарт измерения энергоэффективности, экологичности и устойчивости зданий. Задача стандарта — ускорить переход строительной индустрии к проектированию, возведению и эксплуатации зеленых сооружений.
LEED охватывает:
  1. Прилегающую территорию.
  2. Эффективность использования водных ресурсов.
  3. Энергию и атмосферу здания.
  4. Материалы и ресурсную базу.
  5. Качество внутреннего воздуха.
  6. Новые стратегии в проекте и инновации.
К сожалению, дом с токсичными материалами, например, несъемной опалубкой из пенопласта, может получить высокий рейтинг LEED — здание должно сберегать энергию и экономно расходовать ресурсы на содержание. Для этого нужно: модернизировать вентиляцию; использовать вторично переработанные материалы, например, черепицу из автопокрышек; внедрить технику класса энергопотребления А+; установить систему умного дома.
Стандарт продолжает развиваться. United States Green Building Council отслеживает и исключает лазейки, которыми пользуются продавцы ядовитых стройматериалов.

BREEAM

BRE Environmental Assessment Method (BREEAM[2]) — метод экологической оценки эффективности зданий. Добровольный рейтинг оценки зеленых зданий. BREEAM разработали в Британской BRE Global. За пределами Британии сертифицировали более 200 тысяч зданий. Около миллиона проходят сертификацию.
Особенность системы — начисление от 1 до 5 баллов по нескольким пунктам, касающимся безопасности жизнедеятельности, комфорта и влияния на окружающую среду. Баллы умножаются на весовые коэффициенты, которые отражают актуальность решений на месте застройки. Гибкость и объективность BREEAM подходит для регионов с разным климатом и инфраструктурой государств.
Некоторые разделы BREEAM:
— энергия;
— вода;
— материалы;
— утилизация отходов;
— использование земельного участка.
Метод используют крупные застройщики, офисные центры и агентства недвижимости для упрощения получения разрешения на строительство и выгодных условий кредитования (мы упомянули об этом в конце 1 части статьи).
К сожалению, стандарт допускает использования ядовитых материалов при определенных условиях. Даже неэкологичный проект может получить сертификат BREEAM... с допиской, на которую никто не обратит внимание.

Другие стандарты

Исчерпывающее описание критериев оценки экологичности зданий — тема отдельного цикла статей. Пока достаточно понять, что любые стандарты нацелены на улучшение экологической ситуации в мире. Я был бы рад, если бы экологические рейтинги стали признанной общепринятой практикой в Украине.
К сожалению, пока контроль качества сооружений — это дополнительный источник «серого» заработка украинских менеджеров и государственных чиновников. Уверен, в будущем экостандарты сделают мир лучше и чище.

Практическая забота об экологии

Если хотите соответствовать критериям любого экологического стандарта не на бумаге, а в реальности — решите такие задачи:
  1. Раздельный сбор мусора и его переработка. В идеале утилизация не наносит вред окружающей среде. Использование систем компостирования. Отказ от использования пластика и полиэтилена.
  2. Грамотная очистка и утилизация стоков без загрязнения грунтовых вод. Использование систем компостных туалетов. Разделение стоков.
  3. Максимальная экономия тепловой и электрической энергии, использование светодиодных систем освещения и датчиков объема на отключение света. В идеале дом соответствует требованиям пассивного.
  4. Экологичность и возобновляемость строительных материалов: дерево, отходы древесной промышленности, вторично используемая древесина, отходы сельскохозяйственной промышленности, техническая конопля, водоросли, камыш, глина, песок.
  5. Грамотная приточно-вытяжная вентиляция дома с рекуператорами и фильтрами пыли, разумное и бережливое использование воды.
  6. В идеале используются методы уменьшения перегрева поверхностей и снижения выброса СО. Отказ от сжигания топлива для отопления, отказ от использования авто с ДВС.
  7. Огромный плюс — солнечные системы, фотогальванические панели, водяные и воздушные коллекторы, ветроустановки.
Только после решения этих пунктов разумно пытаться отказываться от бумаги и деревянных карандашей.


Постскриптум об автомобилях

Часто натыкаюсь на аргумент: для создания электрокара или солнечной станции нужно потратить больше воды и переработать больше вредных веществ, чем для создания движка ДВС или постройки ТЭС. Так что эти ваши псевдозеленые технологии — полная ерунда.
Если говорить о постройке дома из самана, безвредность очевидна. Но солнечные панели, системы рекуперации, системы очистки стоков и фильтры значительно сложнее. Я не буду вдаваться в подробности, а проведу краткую параллель с электрокарами Tesla. Любое крупное производство загрязняет окружающую среду — это факт! Все держится на нюансах, в которых не хотят разбираться противники экологически ориентированного движения.

Для производства электрокаров компания Tesla выкупила огромный автомобильный завод, выпускающий авто с ДВС. Это рециклинг. Это работа в готовых промышленных сооружениях. Это решение проблем уже загрязненной среды и снижения выбросов в будущем. Теперь завод производит модели S и X по полному циклу — от рулонов алюминия до готовых автомобилей. Компания строит Гигафабрику, производящую компоненты электрокаров, заправочных станций, аккумуляторов и солнечных коллекторов. Tesla стремится сконцентрировать все производство в одном месте. Уже сегодня производственные цепочки компании оборудовали передовыми технологиями, адаптировали под жесткие американские стандарты энергоэффективности и экологичности.

Для производства электромобиля нужны:
— цех электродвигателей;
— цех аккумуляторов;
— кузовной цех;
— цех подвески;
— сборочный цех.
Производство авто с ДВС сложнее — элементов больше, двигатель конструктивно сложнее. Приходится работать токсичным антифризом и машинным маслом.

Утверждение, что «электромобили» загрязняют землю больше, чем «машины с ДВС» — по меньшей мере признак необразованности или заказной антирекламы. Прогнозы Илона Маска: электромобили будущего будут заряжаться от Солнца; ТЭЦ вымрут в течение 30 лет, потому что возобновляемая солнечная энергия станет рентабельнее.



Экотехнологии продолжают развиваться. Наверняка, сегодня на каком-то участке производственной цепи электрокар проигрывает авто с ДВС. Наверняка, сегодня электрокары обходятся дороже авто с ДВС. Но в целом у бензиновых и дизельных двигателей нет будущего, альтернативные конструкции превзойдут их по всем параметрам. В том числе — по экологичности при производстве и в процессе использования. Очень похоже на сравнение традиционной и зеленой архитектуры, не так ли?


  1. usgbc.org/leed
  2. Breeam.com

© Эко-архитектор: Бульков Константин
Редактор: Вигилев Максим

{youtube}cnfF-v2eOos{/youtube}
{youtube}kYuowXDTQDU{/youtube}
{youtube}3lpwxVTkpQo{/youtube}
{youtube}zRwVY8EQbZg{/youtube}

Сохранить